«Экономические условия в России: Людям и бизнесу невыгодно работать…»
Никита Кричевский
26 декабря в Красноярске случилась забастовка. Водители самосвалов перекрыли въезд на площадку строительства метротрама на площади Революции, возле здания правительства края.
Протестующие заявили, что пошли на этот шаг из-за длительной задержки зарплаты. Водители говорят, компания «Бамтоннельстрой-Красноярск» задолжала им за три месяца работ. Сумма долга — порядка 45 миллионов рублей.
Инспекторы ГИББД разогнали протестующих водителей через 4 часа после начала акции протеста. Полицейские выписали штрафы водителям.
В СМИ приводят слова представителя подрядчика: «Мы приостановили работы на Маркса и на площади Революции в связи с невыплатой. 16 декабря написали письмо на главного директора, на гендиректора БТС Пономаренко, что прекращаем работу в случае невыплаты, потому что нечем платить уже зарплаты, нет денег».
Насилие в школах — Минпросвещения отделалось инструкцией, но этого мало
Карта психологического «минного поля»: школы получили план по улаживанию конфликтов, но хватит ли его для оздоровления?
Представитель «Бамтоннельстроя» рассказал: «Есть проблемы с отсутствием определенной части проектной документации. Мы строим метро, а проектной документации на объект строительства не имеем». Уже до Нового года сотни строителей могут отправить в режим простоя.
Генподрядчик «Моспроект-3» сообщает, что перечислил субподрядчику (группе компаний «Бамтоннельстрой-Мост») деньги — после того, как субподрядчик предоставил надлежаще оформленную документацию.
Генподрядчик добавляет: проектную документацию по станции «Площадь Революции» одобрила Главгосэкспертиза и согласовал заказчик — Центр транспортной логистики. На строительные работы есть разрешение.
«Центр транспортной логистики» отчитался, что край как заказчик выполняет обязательства. Пресс-секретарь «Центра транспортной логистики» Юлия Глушкова уточняет: «Имеются разногласия. В данном случае одна из компаний отказывается предъявлять для оплаты акты по выполненным работам, так как не согласна с их стоимостью. Генподрядчик работает над урегулированием ситуации. Работы на площадках, за которые отвечает непосредственно генподрядчик — „Моспроект‑3“, — и мы, как заказчик, продолжаются».
Интересно, что директора «Центра транспортной логистики» задержали по подозрению в мошенничестве (на другом объекте).
Мэр Красноярска Сергей Верещагин пояснил: «Очень сложный проект. Чтобы успевать к юбилею ввести первую линию метротрама, мы разбили документацию на этапы, заходили в экспертизу по этапам. У генподрядчика и субподрядчика есть споры». Мэр уверен, к юбилею города красноярцы будут пользоваться метротрамом.
Критик проекта в его нынешнем виде — Алексей Аксютенко. Он ранее работал заместителем руководителя управления архитектуры в администрации Красноярска. В Ярославле трудился вице-мэром. Сейчас ведет телеграмм-канал «Аксютенко-Life».
26 декабря Аксютенко напомнил в телеграмм-канале, что уже публиковал письмо гендиректора компании «Бамтоннельстрой-Красноярск» Пономаренко про остановку работ на объекте «Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в Красноярске». Причина — отсутствие финансирования.
27 декабря Аксютенко задался вопросом: «Если бы не забастовка водителей у краевой администрации, сколько бы еще перечислялись деньги? То, что проблемы со строительством метротрама существуют, не вызывает сомнений. Только власть и генподрядчик продолжают твердить, что все в порядке».
В беседе с корреспондентом «СП» Алексей Аксютенко разложил ситуацию с метротрамом по полочкам:
— Нельзя сказать, что в Красноярске метро строят опережающими темпами.
«СП»: Но пять тоннелепроходческих комплексов работают?
— Есть информация от работников компании, ведущей строительство (распространяется в соцсетях), что пять тоннелепроходческих комплексов стоят с осени. Аренда комплекса стоит денег. Неважно, стоит он или работает. Это существенно удорожает стоимость проекта. Плюс проблемы с вывозом грунта.
Основная проблема — до сих пор нет единого проекта. Проектная документация исполняется частично. И частично заходит в экспертизу. Гендиректор генерального заказчика арестован.
«СП»: Почему проблемы с финансированием?
— Как оплачивать работы, сметы которых не утверждены? А сметы не могут утвердить, пока проектная документация не пройдет госэкспертизу. Когда проект уходит на утверждение частями, возникают нестыковки, сбои. В итоге видим грузовики тех водителей, которым не платят зарплату, у краевой администрации. Есть информация, что 200 работников со стройки метротрама планируют переместить на другие объекты. Подрядчик сообщает, что работы будут остановлены.
«СП»: Но деньги перечислены…
— Надо учитывать специфику работы казначейства. Деньги придут на счет организации в лучшем случае после новогодних праздников.
У компании есть кредиты, иные платежи. Может, выплатят зарплаты. А может, потратят на погашение других задолженностей.
Власть самоустранилась. Ситуацию не комментируют. С подрядчиками не встречаются, не отслеживают проплаты. Хотя это серьезный инфраструктурный проект федерального уровня. Задача — не деньги спихнуть в конце года, а чтобы работы шли.
«СП»: Метротрам начнет работать в 2026 году?
— Эта информация на всех баннерах. Но в 2026 году работать не начнет. Дай Бог, чтобы успели к 400-летию Красноярска, к 2028 году.
Нынешний курс доллара больно бьет по бюджету — чего еще ожидать от могучего рубля?
Игорь Николаев: Россия ушла от состояния «страны-бензоколонки» — но недалеко и оглядываясь
«СП»: Думаете, не успеют?
— Есть большие сомнения. На большинстве участков работа не ведется. Краевая власть все спихивает на «Моспроект». Сама не проводит оперативных совещаний, не вникает в ситуацию. Можно было избежать скандала. Люди работают на федеральном инфраструктурном проекте (вице-премьер Хуснуллин курирует) и выходят на забастовку из-за задержки зарплат, угрожают не выйти на работу. Это ЧП. А губернатор даже не комментирует происходящее.
«СП»: Комментарий мэра ясности не вносит.
— Мэр отношения к проекту не имеет. Он — бывший председатель правительства. Косвенно подтверждает то, что я говорю. Да, разбили проект на этапы. Но единого проекта нет. Как проводить оплату? Сами себя загнали в тупик. Пытались начать побыстрее.
А был еще первый акт мероприятия. Небезызвестный господин Митволь проект не доделал. Пропало 900 млн руб из выделенного на проектирование миллиарда.
«СП»: Громкая история.
— У нас и бывший председатель правительства сидит в зоне, и бывший министр транспорта осужден. Глава «Центра транспортной логистики» находится в СИЗО. Сейчас, видимо, возникнут вопросы к действующему министру транспорта.
«СП»: Надо остановить работы и согласовать единый проект?
— Не знаю, на какой стадии работы по проектированию и согласованию. Да, нужно закончить историю с проектом. И дальше ускоренно строить, вовремя делая выплаты.
Парадокс — федеральное финансирование выделено, а освоить деньги край не может. И это в условиях не лучшей экономической ситуации. Проблемы накапливаются. Но о них даже не рискуют доложить Москве.
Первая линия красноярского метротрама включит шесть станций. В 2022 году стоимость проекта оценивали в 89 млрд руб. Финансируют его в виде инфраструктурного кредита федеральные власти.
А тем временем…
Пока в Красноярске водители самосвалов бастовали у здания правительства края, губернатор Красноярского края Михаил Котюков в своем телеграмм-канале отчитался: «На оргкомитете под руководством заместителя председателя правительства России Александра Новака подвели первые итоги работы по подготовке Красноярска к 400-летию… В программе — около 200 объектов и мероприятий. Мы вошли в активную фазу, когда планы переходят в выполнение конкретных задач и строительство объектов». О проблемах с финансированием метротрама не сказано ни слова.